Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Калининград. Епархия, созданная с нуля

Калининград. Епархия, созданная с нуля
Версия для печати
19 ноября 2016 г. 13:02

20 ноября 2016 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 70 лет. «Журнал Московской Патриархии» (ноябрь 2016) публикует серию материалов, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Духовное возрождение самой западной и некогда самой атеистической территории России калининградцы связывают с появлением в регионе почти двадцать лет назад архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла. Даже став Патриархом в 2009 году, он остался правящим архиереем Калининградской епархии, ставшей самостоятельной, а до этого входившей в состав Смоленско-Калининградской (pdf-версия).

Святейший Патриарх Кирилл фактически создал нынешнюю Калининградскую епархию. Создал с нуля, так как до 1985 года на территории области не было ни одного православного прихода. Калининградская область в свое время была объявлена образцово-показательной в плане атеизма. В течение сорока лет советские власти не позволяли строить здесь православные храмы. Местные православные верующие, заселенные на бывшую немецкую территорию после войны, хранили свою веру, как могли. По возможности посещали храмы соседней Литвы. В апреле 1985 года только-только зарегистрированной православной общине Калининграда передали развалины бывшей немецкой кирхи Юдиттен (возведена в 1288-1298 годах). Ее колокольня была разбита, повсюду валялись груды кирпичей, вырос кустарник. Одна стена отсутствовала.

Сразу за работу

Рождение Церкви в Калининградской области как полноценного собрания верующих связано с первым приездом в область архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла 12 сентября 1985 года. Тогда многие люди сильно удивлялись, видя священника, не верили своим глазам. Первое архиерейское богослужение в тот памятный день состоялось в домовом храме на улице Третьяковской, предоставленном для регулярных служб одной из прихожанок. Архиепископу сослужили смоленские священники и хор. Скоро число желающих помолиться выросло настолько, что на службах заполнялся весь дом. Окна открывали, чтобы могли молиться те, кто стоял во дворе, — общее число прихожан достигло 500 человек.

В первый же свой визит владыка Кирилл встретился с региональными властями и, казалось, убедил их, что на Калининградской земле должны появиться православные храмы. Он сразу же посетил Калининградский государственный университет, встретился с представителями местной интеллигенции. И, конечно же, попытался вдохновить местных верующих. Калининградцы откликнулись на слово архипастыря и устремились возрождать духовную жизнь, создавать храмы. Под руководством настоятеля игумена Аркадия (Недосекова) Юдиттен-Кирхе быстро восстанавливалась. Люди своими силами, всем миром, реставрировали стены, сдавали пожертвования, привозили стройматериалы. 19 декабря 1986 года архиепископ Кирилл освятил восстановленный храм во имя святителя Николая Чудотворца как покровителя моряков.

Настоятель прихода храма Святого Духа города Нестерова отец Георгий Бирюков сравнивает тогдашнюю деятельность Патриарха с тем, что когда-то делал апостол Павел: «Владыка Кирилл был в Калининграде для Иудеев... как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех... сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:20-22). Общаясь с самыми разными людьми, архиепископ Кирилл находил для всех нужные слова, проникающие в сердца и души». Даже уполномоченный Совета по делам религий в Калининградской области Юрий Яковлевич Махобайский, познакомившись с архиепископом Кириллом, стал его вернейшим помощником в деле создания Церкви. Однажды он приехал в Смоленск на прием к правящему архиерею и попросил назначить священника на приход в городе Правдинске. Владыка удивился этой просьбе, так как в Правдинске православного прихода не было. Во всей области тогда было организовано меньше десяти приходов. Оказалось, что Юрий Яковлевич по своей инициативе собрал верующих Правдинска и официально зарегистрировал приход в честь своего небесного покровителя — святого великомученика Георгия Победоносца, а также оформил передачу новому приходу исторического здания бывшей кирхи Тевтонского ордена. Так, помощниками владыки Кирилла в деле создания Церкви становились люди самого разного социального положения, интеллекта и политических убеждений.

Вновь открытым приходам катастрофически не хватало священнослужителей. Владыка Кирилл направил в Калининградскую область несколько лучших священников из Смоленска: игумена Аркадия (Недосекова), протоиерея Иосифа Ильницкого, протоиерея Петра Бербенчука и иных. В командировку в Калининград были временно направлены даже некоторые сотрудники Отдела внешних церковных сношений, например, игумен Нестор (Жиляев). Но и эта мера не решала проблему. Надо было срочно готовить новых священнослужителей из числа местных жителей. Кузницей кадров духовенства для Калининградской области стало созданное в Смоленске владыкой Кириллом духовное училище, куда были направлены учиться многие кандидаты в священнослужители из Калининграда.

Духовная связь со всей Россией

Калининградцы убеждены, что в наиболее тяжелом состоянии после распада Советского Союза пребывала именно их область. Оторванность от других регионов России и серьезнейший спад экономики из-за резкого снижения военного производства, рыбной отрасли, целлюлозно-бумажной промышленности, сельского хозяйства привели к большой безработице, резкому ухудшению жизненного уровня людей. Многие были в отчаянии, не верили, что новая власть справится с ситуацией. Неоценимую роль в сплочении людей на основе веры и убежденности, что только трудом можно преодолеть эти тяжелые времена, сыграл тогда митрополит Кирилл. В сложный для региона момент, когда возникли разговоры о возможном его отделении, он не раз подчеркивал, что Калининградская земля — неотъемлемая часть России, связанная с ней исторически и духовно.

Владыка считал, что в Калининграде просто необходим кафедральный собор «Христа Спасителя», который поставит все точки над «i» в вопросе о принадлежности этой земли, обильно политой кровью советских солдат. Городские власти долгое время не согласовывали строительство, затягивая под разными предлогами выделение земельного участка. В 1992 году все-таки начался сбор пожертвований. Гарий Чмыхов, член Совета при Президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, рассказывает, что в то нищенское время мало кто верил в эту идею и в то, что найдутся средства на возведение собора: «Митрополит настаивал на выделении места под его строительство в центре города напротив памятника Ленину. Руководство города, многие ветераны не поддерживали эту идею, выступали против и коммунисты, позиции которых были тогда сильны в области. Казалось, что проект нельзя осуществить».

В 1995 году в регионе с большим размахом отмечали 50-летие Победы в Великой Отечественной войне. В драматическом театре на торжественном заседании собрались ветераны войны, ветераны области, руководство региона, представители общественности, депутаты, гости из других регионов России и Белоруссии, представители Администрации Президента, правительства России, депутаты Государственной думы. Гарий Чмыхов, тогда первый заместитель главы администрации области, вспоминает, что после доклада и выступлений высоких гостей в зале было довольно шумно: «Люди устали и невнимательно слушали выступавших. Слово предоставили митрополиту Кириллу. Он необычно начал свою речь, попросив прощения у ветеранов за то, что так недооценены их заслуги, за то, что происходило тогда в стране. Через несколько минут в огромном зале установилась удивительная тишина. Мне приходилось присутствовать на многих заседаниях, совещаниях с участием первых лиц страны, высоких иностранных гостей, но я нигде не встречал такой тишины. Даже скрип стульев был отчетливо слышен. Владыка говорил о духовности, о памяти, о том, как противостоять злу и что надо сделать, чтоб мы были едины. Он говорил о том, что волновало каждого, помогал найти ответы на наболевшее. Когда владыка окончил речь и спустился с трибуны, стояла такая тишина, что в ушах отдавались его шаги. Через минуту зал взорвался аплодисментами. Люди аплодировали стоя. Я смотрел на женщину, на груди которой не было просвета от боевых наград. Она, не стесняясь, плакала. Овации продолжались долго, следующих выступающих практически никто не слушал. После торжественной части ветераны обступили владыку, прося его благословения».

По словам Чмыхова, после этого выступления вопросов по месту строительства собора больше не возникало. Спустя почти год — 23 июня 1996 года — митрополит Кирилл и Президент России Борис Ельцин совершили торжественную закладку собора, в основание которого была положена капсула с землей из-под Храма Христа Спасителя в Москве как символ преемства и неразрывной духовной связи Калининграда и остальной части России. Впервые увидев размеры возведенного фундамента, нынешний епископ Балтийский Серафим усомнился, что в обозримом будущем епархия справится со строительством такого грандиозного храма. Однако со временем он увидел, насколько дальновидным был тогда замысел Предстоятеля: «Сегодня, когда построен этот величественный собор, ставший главной архитектурной доминантой Калининграда, без которой немыслим наш город, можно сказать, что одному Богу и Его Святейшеству известно, сколько сил было потрачено на преодоление трудностей, связанных с его возведением».

Локомотив

Пожалуй, наиболее значимым и запоминающимся временем общения с владыкой Кириллом епископ Серафим считает период с 2001 по 2009 год, когда тот нес свое служение в качестве митрополита Смоленского и Калининградского: «В те годы Его Святейшество ежемесячно посещал Калининград и вверенную ему епархию. Невозможно перечесть то количество встреч с духовенством, мирянами и представителями органов государственной власти, которые происходили в каждый из его визитов. Особо следует отметить и то большое число проведенных им бесед, и ту глубину его ответов людям на самые простые вопросы. Это общение для многих из них стало очевидной опорой в вере, основанием их надежды, помогло обрести им уверенность в собственных силах и душевный покой. Порой многим из его окружения, как, впрочем, и мне самому, казалось, что задачи, поставленные им, нереализуемы по многим причинам. Но его уверенность, подкрепленная горячей молитвой и верой в помощь Божию, становились тем самым локомотивом, который тянул нас всех за собой и позволял решать проблемы, представлявшиеся до этого совершенно непреодолимыми. Именно так в Калининграде появился храм Христа Спасителя, православная гимназия и детские сады, создавались приходы и строились храмы в отдаленных поселках, проводились коренные преобразования в социальной и молодежной сферах жизни региона, внедрялся православный компонент в образование».

Помимо Смоленско-Калининградской епархии, включившей в себя два российских региона, владыка Кирилл в течение многих лет возглавлял Отдел внешних церковных связей, где ему приходилось решать множество проблем и общегосударственного, и международного уровня. После интронизации Патриарх Кирилл управляет епархией — а это семьдесят приходов, три монастыря, 168 храмов и 38 часовен — с помощью своего викарного епископа Серафима. Секретарь Калининградской епархии протоиерей Марьян Позунь уверен, что Патриарх, как и раньше, справляется с такой нагрузкой благодаря необыкновенной работоспособности: «Каждый визит митрополита, а затем Пат­риарха Кирилла расписан буквально по минутам. Согласно протоколу — богослужения, встречи с городской и областной администрацией, освящения храмов, собрания духовенства — день его заканчивается далеко за полночь, а еще бумаги, отчеты о работе епархии, указы... Несмотря на очень ранний подъем, Патриарх всегда был бодр и в деталях ознакомлен с деятельностью всей епархии. Ни одна, казалось бы, мелочь не была оставлена без его внимания. Когда он изучал увесистые бумаги, принимал решения о своих подопечных, остается загадкой. Если возникал вопрос вне протокола, Патриарх благодаря своей проницательности сразу определял его важность и тоже не оставлял без решения».

21 марта 2009 года Святейший Патриарх Кирилл за выдающиеся заслуги перед областью и ее жителями, а также за весомый вклад в ее развитие и повышение авторитета в Российской Федерации и за рубежом был удостоен звания «Почетный гражданин Калининградской области». Получая награду, Патриарх отметил, что, хотя он и не мог физически присутствовать в Калининграде постоянно в течение этих 23 лет, не было и дня, чтобы город не присутствовал в его мыслях и не был среди тех забот, которыми он жил. А опыт, приобретенный в Калининграде, не раз помогал ему в решении тех или иных проблем.

Служить, не обижаясь

Патриаршее служение не позволяет Предстоятелю посещать Калининград так часто, как раньше. Поэтому некоторые служащие на окраине области священники, вроде отца Георгия Бирюкова, настоятеля прихода храма Святого Духа города Нестерова, могут видеть Патриарха только раз в год на епархиальном собрании или на богослужении в кафедральном соборе. Но при этом пастыря, рукоположенного владыкой в 1992 году, всегда поражал тот факт, что Патриарх Кирилл помнит всех рукоположенных им священников епархии в лицо и по имени, помнит обстоятельства их жизни, службы, помнит их жен и детей. Епископ же Серафим не видит в этом ничего удивительного: «Я могу даже открыть такой интересный и одновременно значимый факт: он не рукополагает кандидата в священнослужители, не побеседовав с его потенциальной супругой. И надо сказать, что эта беседа часто помогает определиться и будущему священнику со своей второй половиной, увидеть ее достоинства и недостатки, и понять, насколько искренне она способна стать ему опорой в его нелегком служении».

Мудрая кадровая политика Святейшего Патриарха, по мнению епископа Серафима, всегда проявлялась и в поистине заботливом отношении к своим подчиненным: «К примеру, там, где, казалось, должно было бы последовать наказание за не до конца выполненную работу, с его стороны, наоборот, следовала поддержка и помощь, которая вселяла в людей твердость духа и вдохновляла на успешное выполнение задачи и дальнейшее служение Церкви».

Как правящий архиерей Его Святейшество заботился не только о духовенстве и мирянах, но и о людях, совершенно далеких от Церкви. Епископу Серафиму особенно запомнился случай, когда в результате обмана риелторов одна из семей чуть не оказалась на улице — ее буквально выживали из квартиры: «Люди обратились к митрополиту Кириллу с последней надеждой на помощь от Церкви. И когда Его Святейшество узнал об этой ситуации, он связался с руководством соответствующих государственных органов власти, которые тут же вмешались в происходящие события, и семья благополучно сохранила свое жилье. В таких случаях он никогда не оставался равнодушным, всегда говорил нам о том, что просьбы людей нельзя оставлять без ответа, что надо найти время и помочь всегда, когда есть хоть малейшая возможность. До сих пор в епархии мы получаем множество писем с просьбой помочь». По словам епископа, именно Святейший Патриарх явил в Калининградской епархии тот подлинно христианский образ труда и отношения к людям, который и отличает Церковь от остального мира. «Разговаривая со своими пастырями, он всегда подчеркивает, что нельзя обижаться и держать зло на людей. Мы побеждаем, говорит он, если не огорчаемся из-за неприятности, причиненной нам недоброжелателем, и продолжаем, несмотря ни на что, совершать свое служение Богу».

Протоиерей Георгий Бирюков

«Церковный вестник»/Патриархия.ru